Белобородов Иван Фёдорович

Дважды Герой Соц.Труда
Белобородов Иван Фёдорович – крупный специалист в области технологии машиностроения, выдающийся организатор производства; директор Ижевского машиностроительного завода; генеральный директор Производственного объединения «Ижмаш».
Родился 23 декабря 1909 года в городе Спас-Деменск ныне Калужской области в семье рабочего-железнодорожника. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года. В 1928 году окончил школу 2 ступени (9-летку) в селе Ульяново Калужской области. Трудовую деятельность начал в 1929 году учителем начальной школы в селе Ульяново.
В 1930 году поступил в Тульский механический институт на факультет «Технология кузнечно-штамповочного производства». В 1935 году после окончания института был направлен на работу в Ижевск (Удмуртия). Работал на заводе «Ижсталь» в кузнечном цехе начальником техбюро, мастером, заместителем начальника и начальником цеха.
В 1939 году завод «Ижсталь» разделили на два завода – Ижевский машиностроительный (№74) и Ижевский металлургический (№71). Кузнечный цех оказался в составе Ижевского машиностроительного завода, которому он посвятил всю дальнейшую трудовую жизнь. В марте 1941 года его назначили начальником строящегося нового кузнечного цеха. В июле 1941 года новый цех вступил в строй и всю войну обеспечивал поковками и штампованными заготовками изделия, выпускавшиеся заводом в больших масштабах (достаточно сказать, что завод выпускал в сутки винтовки в количестве, достаточном для вооружения одной стрелковой дивизии). Руководил заводской кузницей И.Ф.Белобородов до 1952 года.
В 1952 году он был избран секретарем заводского партийного комитета (освобожденная должность) и руководил заводской партийной организацией до 1956 года. В 1956 году был назначен директором Ижевского машиностроительного завода, а в 1975 году – генеральным директором Производственного объединения «Ижмаш», которым бессменно руководил до 1980 года.
С именем этого легендарного директора связана целая эпоха в развитии предприятия и всего города. Ижевский машиностроительный завод – огромное предприятие с многотысячным коллективом, в составе которого к приходу И.Ф.Белобородова существовало несколько крупных структурных единиц (производств), главными из которых были мотопроизводство (изготовление мотоциклов), оружейное производство (изготовление автомата Калашникова) и станкостроительное производство (изготовление металлорежущих станков). Кроме того, в составе завода был еще ряд производств и цехов, обеспечивающих как внутренние потребности завода, так и выполнение заказов смежников – металлургическое производство, инструментальное производство и т.д. Задачи послевоенного мирного строительства и укрепления оборонного потенциала страны требовали модернизации изделий и увеличения объемов выпускаемой продукции.
Для этого было необходимо кардинальное техническое перевооружение предприятия.
И.Ф.Белобородов все свои силы, волю и неукротимую энергию отдал осуществлению этой задачи. В период его руководства заводом ассортимент выпускаемой продукции значительно расширился.
В 1957 году станкостроительное производство выпускало 6 типов станков общего назначения и 63 типа специализированных станков, необходимых конкретным производственным участкам завода. В 1960 году на станкостроительном производстве было начато производство малогабаритных токарно-винторезных станков Иж-250 и Иж-250П повышенной точности.
На заводе была создана лаборатория автоматизации технологических процессов при отделе главного технолога, в которой было создано большое количество проектов автоматизации оборудования путем его модернизации – переоборудования обычных станков в полуавтоматы и автоматы. Непосредственно в цехах было модернизировано 120 токарных, 378 фрезерных, 30 сверлильных станков, а 105 – полностью превращены в автоматы.
В 1964 году в станкостроительном конструкторском бюро завода (СКБ-62) была разработана модель универсального токарно-винторезного станка 1И611П, ставшая базовой для целого семейства точных малогабаритных станков, в том числе с числовым программным управлением.
Продукция станкостроительного производства поставлялась на экспорт, в том числе в ФРГ, Францию и Японию.
По масштабам модернизации завод занимал передовые позиции в стране, и многие предприятия перенимали его опыт.
На оружейном производстве также модернизировался станочный парк, вводились новые автоматические линии и полным ходом шла работа по выпуску новых образцов стрелкового вооружения. Вся продукция этого производства разрабатывалась конструкторским отделом завода, где трудился коллектив квалифицированных специалистов, в том числе возглавлявший одно из КБ знаменитый конструктор М.Т.Калашников.
С конвейеров сходили в больших количествах все новые модификации автомата Калашникова - АКМ, АКМС, АК-74, пулемета Калашникова - РПК, РПК-74, снайперской винтовки Драгунова СВД.
Конструкторский отдел завода разрабатывал, а производство изготовляло спортивное и охотничье оружие: винтовки для биатлона БИ-7,62, БИ-59, БИ-5; винтовки для целевой стрельбы «Зенит», «Зенит-3», «Зенит-4», для соревнований в упражнении «Бегущий олень» - БО-59, МБО-1, МБО-1М; охотничьи карабины «Медведь», «Тигр», «Барс», «Лось».
Со спортивным оружием завода советские спортсмены добивались блестящих побед на мировых первенствах и Олимпийских играх.
На заводе работало конструкторское бюро мотоциклостроения, разработавшее ряд моделей дорожных мотоциклов: «Иж-Юпитер» (1961), «Иж-Юпитер-2»(1965), «Иж-Юпитер-3» (1971), «Иж-Планета» (1962), «Иж-Планета-3» (1971). Производство дорожных мотоциклов осуществлялось в огромных масштабах. Например, за период с 1960 по 1965 год был изготовлен один миллион мотоциклов. В 1972 году с конвейера сошел мотоцикл № 5 000 000.
Мотопроизводство было оснащено автоматическими линиями и конвейерами. Еще в 1959 году на мотопроизводстве действовало 12 конвейерных линий общей протяженностью около 1200 метров. В 1962 году впервые в стране была введена автоматическая линия по изготовлению ободов колес.
Заводом выпускались также спортивные мотоциклы, разработанные СКБ-62, правда, в значительно меньших количествах – «Иж-55М», «Иж-57М», «Иж-65М». Советские спортсмены, в том числе мотогонщики – заводские испытатели, неоднократно на этих машинах завоевывали призовые места на всесоюзных и международных соревнованиях.
В 1966 году на существующих площадях завода было организовано производство легковых автомобилей «Москвич-408», в 1967 – «Москвич-412», в 1968 – «Москвич-434» (фургон). В 1970 году вступила в эксплуатацию первая очередь главного сборочного конвейера автопроизводства. В 1973 году начато производство автомобиля «Иж-2125 Комби».
Под руководством И.Ф.Белобородова завод успешно и в сжатые сроки выполнял сложные задания Правительства СССР по освоению новых видов продукции, порой не свойственных профилю предприятия.
С 1957 года завод выпускал метеоракеты ММР-05 и ММР-08 с двигателями, работающими на жидких компонентах топлива. На заводе было вновь организовано КБ, разработавшее взамен этих ракет ряд более простых по конструкции и удобных в эксплуатации твердотопливных ракет с более высокими летными характеристиками - двухступенчатую ракету М100, одноступенчатую ММР-06 и их дальнейшие модификации. Эти ракеты широко применялись для исследования атмосферы с наземных пусковых площадок и научно-исследовательских судов. Они экспонировались на ВДНХ СССР.
В 1957-1960 годах завод выпускал электровакуумные приборы для радиолокационных станций (магнетроны), в 1975-1978 годах – оптические прицелы для стрелкового оружия.
В годы руководства Белобородова предприятие утроило свои производственные площади и основные фонды за счет создания автомобильного производства и строительства новых корпусов для мотоциклетного производства. Сами производства разрослись настолько, что было решено преобразовать их в заводы, а сам Ижевский машиностроительный завод – в Производственное объединение (ПО «Ижмаш»). За последние 15 лет руководства Белобородова, помимо автозавода, были фактически вновь отстроены мотоциклетный, оружейный, станкостроительный, металлургический заводы, завод точной механики. Многое было сделано И.Ф.Белобородовым на предприятии и в области социального строительства.
Было построено несколько крупных жилых массивов для работников завода, больницы, поликлиники, детские комбинаты. В Сочи на паях с ЛОМО был построен 26-этажный пансионат.
За успешное выполнение производственных планов производственное объединение «Ижмаш» было награждено орденами Ленина, Октябрьской революции, Боевого Красного Знамени и Трудового Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1966 года «за выдающиеся заслуги в выполнении плана 1959-1965 годов и создание новой техники» директору Ижевского машиностроительного завода Белобородову Ивану Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 декабря 1979 года «за большие заслуги в создании и производстве новой техники и в связи с 70-летием со дня рождения» генеральный директор Производственного объединения «Ижмаш» Белобородов Иван Фёдорович награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот». Стал дважды Героем Социалистического Труда.
Избирался членом Районного, городского комитетов КПСС, членом обкома КПСС. Был депутатом Верховного Совета СССР 4-го и 5-го созывов, делегатом 23-го съезда КПСС (1966), 16 съезда профсоюзов (1977).
В 1980 году И.Ф.Белобородов ушел на пенсию. Жил в Ижевске. Скончался 22 августа 1985 года. Похоронен на Хохряковском кладбище Ижевска, где ему установлен памятник.
Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, медалями. Лауреат премии Совета Министров СССР (1973).
В Ижевске на доме, где жил И.Ф.Белобородов, установлена мемориальная доска. В Спас-Деменске, где он родился, на аллее Славы установлен бюст Героя.